Форум » Идеальная собака » Проблемы Новогодних праздников » Ответить

Проблемы Новогодних праздников

Carlin: Как только наступают праздники, многие, внешне вполне нормальные, люди, вдруг, сходят с ума - начинается массовое пиротехническое сумасшествие. И все бы ничего, ну пусть оторвет кому-то пальцы или выбьет глаз, ну сгорят несколько квартир, ведь это же сумасшествие и оно, конечно, все оправдывает. Но вот беда, страдают не только люди, но и наши, ни в чем не повинные, друзья – собаки. Многие из них на эти несколько дней словно попадают в фильм ужасов и переживают свои кошмары на «Улице вязов», только на улицах наших городов и даже в квартирах. Многие из них на эти несколько дней словно попадают в фильм ужасов и переживают свои кошмары на «Улице вязов», только на улицах наших городов и даже в квартирах. Так среднеазиатская овчарка моих соседей, не вылезает из конуры вольера, знакомая кавказская овчарка каким- то образом умудряется залезть под кровать, а соседская борзая забирается в ванную и пережидает пугающие ее звуки там. Еще я знаю кобеля американского стаффордшир-терьера, грозу местных собак, который, напуганный происходящим, скулит, прижимается к хозяину и писается от страха. Страхи, сформированные в эти дни, подчас становятся навязчивыми фобиями* и преследуют наших питомцев всю их жизнь. Эта статья, надеюсь, поможет вам избежать многих ситуаций, травмирующих собак, а если все же проблема боязни резких звуков уже возникла, то позволит облегчить ее разрешение. Откуда берется страх? На мой взгляд, абсолютно бесстрашных собак в природе не существует. Любая собака в определенной ситуации проявляет настороженность и боязнь. Многие наши питомцы совершенно не боятся собак, но очень скромно ведут себя по отношению к людям. Некоторые из них готовы вступить в борьбу с любым человеком, но с испугом сторонятся собак, даже самых маленьких. Другие представители собачьего племени не боятся ни людей, ни собак, но пугаются высоты, детей, ветврачей или выстрелов т.п. Боязнь и ее крайнее проявление страх можно рассматривать как одну из форм реализации потребности в самосохранении (инстинкта самосохранения). Известны три основных варианта проявления этой потребности: активное нападение, пассивная оборона (когда животное, загнанное в угол, защищается с помощью агрессивных действий), а также бегство. Часто в ситуациях, которые вызывают у большинства щенков испуг или страх у некоторых из них мы наблюдаем любопытство, выраженное исследовательское поведение или агрессию. Следовательно, норма реакции на одни и те же по силе раздражители у собак различна и определяется, прежде всего, врожденными особенностями их психики. Прирожденный страх перед резкими звуками - “боязнь всего не понятно чего” Во-первых, это может быть обусловлено повышенной врожденной болезненной чувствительностью органов чувств животного, к определенному диапазону сигналов внешнего мира, которые мы, и, возможно, большинство собак просто не воспринимаем. Собаки с такой восприимчивостью чувствуют себя лучше в деревне, нежели в условиях большого города. Во-вторых, способ переработки внешних сигналов имеет наследственную патологию, что мешает собаке адекватно воспринимать происходящие события и в связи с этим она очень медленно адаптируется к любым изменениям в окружающей обстановке. Внешне это характеризуется проявлением беспричинного страха, на значительное число раздражителей весьма различающихся друг от друга. Проводя параллель с человеком, можно сказать, что эти собаки не совсем нормальны - они «психопаты», характеризующиеся врожденным неадекватным поведением и недостаточной способностью к социальной адаптации. Перечисленные виды врожденного проявления боязни, по внешним проявлениям очень похожи, поэтому обозначим их под одним общим названием “боязнь всего непонятно чего”. Эти собаки еще в щенячьем возрасте (хотя их никто никогда не пугал) вдруг начинают проявлять беспричинный страх на резкие звуки и на визуальные раздражители, а по мере взросления бурно и болезненно реагировать на все новое. Такое поведение с трудом поддается коррекции. Сложно научить данную собаку осознавать, что не всякая внешне пугающая ситуация несет реальную опасность. Трудность состоит, также еще и в том, что человек подчас не в силах понять, что именно пугает собаку, какие элементы «картинки» запускают механизм инстинкта самосохранения. На характер проявления этого инстинкта влияют и ряд других индивидуальных особенностей собаки, а также породная специфика. Собаки, склонные к проявлению беспричинного страха, внутри некоторых пород встречаются чаще. Страх, перед резкими звуками, сформированный посредством аффекта Следующий вид формирования страха я называю «обучением через аффект», а собак с врожденной склонностью к его появлению - «впечатлительными» или «аффективными». Это одна из форм приспособления собаки к жизни: очень быстрая, но не всегда адекватная адаптация. Преимущества этих собак состоит в том, что в состоянии легкого испуга, они быстро, подчас на всю жизнь, запоминают опасную, с их точки зрения, ситуацию и соответственно корректируют свое поведение. Например, собаки склонные к аффектам легко отучаются от подбора пищи с земли, у них быстро формируется недоверие к посторонним людям, навык подзыва по команде и т.п. Собаки, склонные к аффекту, в целом нормально реагирует на окружающий мир, но в состоянии сильного испуга очень легко впадают в состояние аффекта. К сожалению, чаще всего, их страх связан не с тем, что их напугало (т.е. не с повреждающим агентом), а с какими то только им ведомыми факторами и в результате у животного формируется неадекватная поведенческая реакция. Приведу пример. Однажды, на моих глазах, трехлетняя сука миттельшнауцера, чтобы отобрать корм у годовалой суки ирландского сеттера, напала на нее во время приема пищи. В результате сеттер стал бояться собственной миски, пришлось ее срочно менять на миску, имеющую другую форму и размер. Особенно любопытно, то, что у сеттера не появился страх перед миттельшнауцером. У аффективных собак страх проявляется либо в виде агрессии, либо бегства. Для «обучения через аффект» характерно жесткое закрепление модели поведения. Если в ситуации сильного испуга собака убежала, то впоследствии при возникновении схожей ситуации (с ее точки зрения) она всегда будет убегать, а если она проявила агрессию и атаковала - то будет всегда нападать. Прогноз здесь не очень утешителен. Во время аффекта животное впадает в бессознательное состояние и не в состоянии себя контролировать, его действия при этом стереотипны и «достучаться» до сознания собаки крайне трудно. Внешне поведение собаки находящейся в состоянии аффекта напоминает человека, находящегося под гипнозом. После «пробуждения» создается впечатление, что животное ничего не помнит. Приведу примеры: Я знал одного кобеля колли по кличке Лаки, который, испугавшись выстрела, впадал в беспамятство и убегал от хозяина. Он совершал бег по огромной, относительно правильной, окружности и при этом вел себя как сомнамбула. И только очень сильные внешние раздражители могли вернуть его на землю. Помимо страха перед резкими звуками у этого колли, во время акта дефекации наблюдалась агрессия на хозяина, стоящего рядом. Данная реакция была обусловлена тем, что из-за хронического воспаления анальных желез, он во время дефекации испытывал острую боль и почему-то считал виновником человека, стоящего рядом, и поэтому кусал его. Мне был знаком один кобель немецкой овчарки, который во время грозы впадал в состоянии аффекта, при этом у него начинался приступ ярости. Так как он содержался на цепи и убежать, поэтому не мог, то набрасывался на неодушевленные предметы забор, кусты и с остервенением грыз их. Собака кидалась и на человека, если тот оказывался рядом. Следует подчеркнуть, что проявляя в состоянии аффекта агрессивное поведение, собаки, придя в сознание, не помнят о своих «подвигах» и поэтому обижаться на них бесполезно. Страх, перед резкими звуками, сформированный посредством условно-рефлекторного обучения Следующий вид страха перед громкими звуками, формируется в соответствии с законами условного рефлекса, по двум сценариям: “одноразовое” обучение под действием очень сильного, как правило, болезненного для собаки, воздействия в сочетании с нейтральным сигналом; под действием многократных не очень сильных, но неприятных воздействий в сочетании с действием нейтрального сигнала, при этом часто наблюдается эффект суммации силы раздражителей. Этот вариант обучения внешне очень схож со вторым, но есть и существенные отличия. В отличие от аффективного обучения, при условно-рефлекторном обучении у собаки сначала формируется боязнь вполне определенного сигнала (или обстановки), который легко вычленить. Собака не теряет контроля над своим поведением, так как находится в сознании. Помимо этого способы, с помощью которых животное избегает пугающей ситуации, могут быть весьма разнообразны, так как условный сигнал запускает эмоциональное состояние, а не жестко закрепленную программу поведения, тогда как в состоянии аффекта животное не в состоянии себя хоть как-то то контролировать. Пример: собаку возле столба ударило током в дождливый день, после этого она стала бояться вполне конкретного столба (или определенного места). Однако она не будет шарахаться от любого столба или вертикально стоящей палки. Следует отметить, что при возникновении третьего варианта боязни, при определенных условиях круг внешних сигналов вызывающих испуг может расширяться за счет хорошо известного явления получившего название - «генерализация». Часто мы это наблюдаем в том случае, если воздействие было очень сильным, а сигнал, с которым собака связала это воздействие, не имеет четкой локализации в пространстве и достаточно часто повторяется, например, при возникновении у животного боязни выстрелов. Со временем такая собака может проявлять негативную реакцию не только на выстрел, но и на более слабые звуки: хлопок двери, выхлоп автомобиля или даже щелчок пальцами. Таким образом, собака начинает неадекватно реагировать на все большее количество внешних воздействий. Страх, перед резкими звуками, сформированный посредством осознаваемого научения Четвертый вариант страха условно можно назвать – «религиозным». Следует отметить что собаки, также как и люди склонны анализировать события окружающего их мира и, в зависимости от степени социализации животного, реагировать на них более или менее адекватно. В том случае, если щенок не в состоянии по-своему, по-собачьи объяснить происходящее, то он ведет себя примерно так же, как и человек впервые, увидевший паровоз или самолет. Вспомните, как зарождались религии – любые необъяснимые явления природы, особенно опасные (молния, гром, шторм, землетрясения) порождали у людей религиозные страхи. Собаки также оказывается подвержены этому варианту страха, часто они боятся не звуков салюта, ракет или петард, а их сильно пугают вспышки света или же какие-то другие явления, сопутствующие звуковым разрядам. Например, поведение других животных или людей, болезненные ощущения. По-видимому, в основе этого вида страха лежит способность животным к элементарной рассудочной деятельности. Важно помнить, что описанные варианты страха могут существовать отдельно друг от друга, но могут быть и тесно переплетены между собой. То есть у одной собаки может быть только один вид страха, а у другой может быть комплексный страх. Поэтому, при лечении любого из описанных выше видов страха, надо применять комплексный подход. Особенно следует отметить, что возникновению страха громких звуков способствует поздняя социализация животного и адаптация его к окружающей среде, а также наследственно обусловленные предпосылки. Период страхов По данным Лорны и Раймонда Коппингеров, специалистов по поведению животных, у одних пород собак «период страхов» перед всем новым и неизвестным начинается в возрасте 1,5 – 2 мес., тогда как у других не ранее 2 – 2, 5 месяцев. В этот период большинство щенков, становятся крайне пугливыми, и тогда их особенно легко напугать каким-нибудь новым раздражителем. В этом возрасте они настолько впечатлительны, что какой-нибудь резкий звук, удар грома, вспышка молнии, поездка на автомобиле или какое-нибудь другое новое явление может вызвать у них сильное психоэмоциональное потрясение. Страх, невольно, сформированный в это время может остаться с собакой на всю ее жизнь - детские впечатления очень сильны. Вот почему оптимальный возраст собаки для адаптации к окружающему ее миру находится в диапазоне от 1, 5 до 2 месяцев. В этом возрасте щенки практически лишены страха перед всем новым, поэтому они легко осваивают многое из того, что потом, в более позднем возрасте, дается им с трудом. Из этого следует, что адаптацию к громким звукам надо начинать как можно раньше. Особенно эта рекомендация касается пород, среди которых часто встречаются собаки, боящиеся громких звуков. Профилактика страхов Своевременная адаптация или ее моделирование Обычно, ветеринарные врачи рекомендуют выводить щенка на прогулку после проведения полноценной вакцинации, и я с ними абсолютно в этом согласен. Однако иногда вакцинация настолько затягивается, что начало прогулок, совпадает с началом периода страха у щенка. И как в этом случае быть? На мой взгляд, эту проблему можно решить за счет моделирования прогулки. Пока щенок еще очень маленький его можно выносить на руках или в сумке, предварительно приучив к нахождению в ней. Если ему не сделаны необходимые по возрасту прививки, то, гуляя с вами на руках (в сумке), он не должен общаться с другими собаками и людьми. Избежать этого очень просто. Нужно запретить посторонним людям его гладить, не подпускать его к собакам и не опускать на землю. Однако вы можете с ним посетить те или иные шумные и людные места, - хорошими местами для такой прогулки будут: рынки, вокзалы, входы в метро, подземные переходы и т.п. Если вы опасаетесь носить его по улице, пусть хотя бы «погуляет» сидя у вас в автомобиле, посмотрит на окружающий его мир, даже очень короткие поездки с собакой в новые шумные места очень помогут ему в адаптации к взрослой жизни. В целом прогулка должна быть короткой 10 - 30 минут. В заключение хочу напомнить, что поскольку за здоровье вашей собаки отвечает ее хозяин и ветеринарный врач ее курирующий, то мой совет надо воспринимать как пожелание. Имеет смысл также посоветоваться с опытным инструктором, который, протестировав щенка, может уточнить степень риска возникновения у него тех или иных фобий. Не у всех пород собак период страха совпадает с указанным выше диапазоном возрастов, а у некоторых щенков за счет индивидуальных особенностей характера, он, практически, отсутствует. Активная адаптация Если вы предполагаете, что ваша собака часто будет слышать громкие звуки салюта или выстрелы (охотники), то именно в раннем возрасте (2 – 4 месяца) лучше всего приучать ее к ним. Не надо ждать дней, когда со всех сторон будет звучать канонада праздничного салюта, лучше принять предупреждающие меры. Возможны две схемы активной адаптации собаки к выстрелам и другим резким звукам. В зависимости от ваших возможностей вы можете воспользоваться ими по отдельности или обеими схемами сразу. Схема адаптации № 1 Сначала на разнообразные громкие звуки у собаки вырабатывают пищевой или игровой условный рефлекс. Чтобы этого добиться нужно после резкого звука сразу дать кусочек корма или предъявить игрушку для игры. В качестве источников резкого звука можно использовать различные варианты хлопков (в ладоши, книга об книгу, мышеловка и т.п.), а также выстрелов. Для адаптации к выстрелам используют различные варианты пистолетов (детские, стреляющие пистонами, стартовые, газовые, петарды и т.п.). Выстрелы нужно производить на улице и сначала с большого расстояния, так чтобы выстрел сначала воспринимался как отдаленный хлопок. Вот на этот хлопок и формируют у собаки позитивную условную связь. При введении нового типа хлопа или выстрела расстояние до собаки увеличивают. Это связано с тем, что каждый новый звуковой раздражитель, имеет свой спектр звуковой волны, и, казалось бы, одинаковый по силе звук может напугать щенка. В начале активной адаптации к выстрелу, обучение проводят в дневное время суток, а выстрелы должен производить другой человек. По мере упрочения условно-рефлекторной связи животное приближают к выстрелам, внимательно наблюдая за его поведением. Если наблюдаются какие-либо симптомы испуга, то дальнейшее приближение к источнику звука следует прекратить, а собаку отвлечь пищей или же игрой и вывести из этой зоны. Затем надо сменить место занятий и вернуться на «шаг назад». То есть поработать на другой звук, который не вызывает у щенка испуга. Звук, который спровоцировал испуг, на этом занятии лучше больше не использовать. После восстановления эмоционального состояния собаки занятия желательно прекратить и на 2 -3 дня сделать перерыв. При последующих применениях начинать с этим звуком работать на большом удалении и 2 – 3 занятия, не подводить щенка на то расстояние, на котором у него проявился страх. Не следует излишне спешить и усердствовать в наращивании числа сочетаний и интенсивности звука. Количество подряд производимых слабых хлопков ограничивают 8, а при увеличении интенсивности сначала, резко сокращают до 1 – 3, а потом постепенно снова увеличивают до 8 выстрелов. Во время этой работы постепенно отодвигают время от произведенного резкого звука до момента подкрепления от 1 до 10 сек., а также вводят случайное подкрепление, то есть дают лакомство не после каждого произведенного выстрела или хлопка. Валерий Степанович Варлаков- Практической дрессировкой занимается более 35 лет. работал в Институте Нормальной физиологии АМН СССР. Научные интересы связаны с изучением сложных форм поведения животных. Автор оригинальной методики дрессировки http://all-terriers.ru/publ/5-1-0-19

Ответов - 0



полная версия страницы